Кризис качества Toyota, разрастающийся, как снежный ком, конечно же можно назвать гигантским. Но по данным Национальной администрации по безопасности движения NHTSA, он не беспрецедентен. Оказывается, Toyota даже не попала в первую черную пятерку. В списке 10 крупнейших в мировой истории отзывов автомобилей нынешний отзыв Toyota занял лишь шестое место. Отзыв в 1996 году 7.9 миллиона машин Ford, выпущенных между 1988 и 1993 годами, остается самым масштабным. Его причиной стал дефект модуля зажигания. Тем не менее, это не помешало Ford в 1997 году показать рекордную прибыль в размере 7 миллиардов долларов.
Сам по себе масштаб не является критичным. Главная неприятная черта отзывов – ущерб имиджу компании и дальнейшие последствия. Поэтому, наиболее болезненные отзывы в истории не всегда характеризуются большим числом дефектных автомобилей. Вот пятерка самых жестоких по последствиям отзывов в истории автоиндустрии.
2001 год. Отзыв внедорожников Ford Explorer первого поколения, американского бестселлера 90-х годов. Причина отзыва – 200 смертей на дорогах из-за проблем с управляемостью в сложных ситуациях. Explorer был наспех переделан из пикапа Ranger без изменения настроек подвески. Кроме того, на заводе его обували в шины Firestone, которые, как оказалось имели дефекты корда.
Для компании это был серьезный удар. Его эхо отзывается в Америке до сих пор. Так например, по данным Департамента транспорта США, из каждых 10 автомобилей, сданных на утилизацию в ходе прошлогодней программы Cash For Clunkers, 6 были Ford Explorer первого поколения.
1978 год. Отзыв 1.4 миллиона компактных моделей Ford Pinto и Mercury Bobcat, произведенных между 1971 и 1976 годами. Причина – опасность возгорания топливного бака при столкновениях сзади. Баки этих машин находились за задней осью. Ford пришлось оснастить автомобили пластиковыми щитками и выплатить миллионы долларов компенсаций владельцам сгоревших автомобилей.
1980 -1982 годы. Отзыв моделей линейки X-Cars корпорации General Motors — Buick Skylark, Chevrolet Citation, Oldsmobile Omega и Pontiac Phoenix. Эти модели анонсировались, как самые надежные и тщательно проработанные в истории General Motors, но в итоге они оказались самыми отзываемыми. Например, Chevrolet Citation 1980 года 9 раз отправляли на исправление дефектов различного характера! Вообще эта линейка стала в Америке анекдотом – владельцы машин проводили больше времени в мастерской, чем на дороге. Урон репутации General Motors был огромен.
1982 -1987 годы. Отзыв моделей Audi 5000 1978 по 1983 годов выпуска. Всего было отозвано 92 тысячи машин, но эффект от этого был настолько мощным, что на долгие годы похоронил бизнес Audi в Северной Америке. Его причиной стали дефекты напольного покрытия в области педали акселератора, приводившие к неконтролируемому ускорению машины и дефекты автоматической коробки передач.
Только в 1996 году Audi удалось восстановить объем продаж за счет вывода на рынок новой модели Audi A4.
1976-1977 годы. Отзыв моделей Dodge Aspen и Plymouth Volare корпорации Chrysler 1976 года выпуска. Эти машины стали одними из самых отзываемых в истории автоиндустрии. В 1977 году по различным причинам их отзывали 8 раз! Количество недостатков было столь велико, что их перечисление становится бессмысленным. Достаточно сказать, что они были найдены абсолютно во всех компонентах и системах автомобилей.
Именно это стало последним гвоздем в крышку гроба Chrysler и если бы не легендарный Ли Якокка и помощь правительства США, то корпорация была бы банкротом.